Страховые случаи ОСАГО: суров закон, да никуда от него не уедешь

Строго говоря, основные страховые случаи ОСАГО в своей материальной основе  приведены в соответствующем законодательном акте, а именно в федеральном законе, изданном в апреле 2002 года за номером 40-ФЗ с последующими изменениями, последние из которых наступили в середине лета 2011 года.

Федеральный Закон выступает в защиту права на то, чтобы потерпевшие во время использования различных транспортных средств могли рассчитывать на возмещение ущерба, причиненного их жизни, здоровью либо же имуществу.

Прямо в преамбуле данного закона указано, что данный вид страхования является обязательным. Огульно говоря, этот закон регулирует все основные действия правового, экономического и организационного характера, которые связаны с данным видом страховой деятельности.

Касается всех

Все авто-владельцы  так или иначе сталкиваются с нестандартными ситуациями на  дороге. Это не всегда дорожно-транспортные происшествия, но предпосылки могут быть созданы именно такими ситуациями.

Все владельцы транспортных средств знают, что ОСАГО является непременным условием для пользования своим авто, но что оно может дать, не всегда понятно.

Чтобы определить, в чью пользу решится вопрос, проще – кто будет платить: страховая компания или же ответственность будет нести сам авто-владелец, необходимо немного ознакомиться с законодательной базой, а именно – вышеупомянутым федеральным законом.

Начать следует с самого простого – что будет являться использованием транспортного средства? В первой статье с основными положениями сказано, что использованием считается эксплуатация автомобиля в пределах дорог и прилегающих к ним территориям, предназначенным для дорожного движения.

При этом эксплуатация автомобиля либо любого другого транспортного средства или оборудования на нем закрепленного должно быть связано именно с дорожным движением.

Т.е. на пример, если чей-то автомобиль будет мирно себе стоять во дворе на парковке и на него наедет экскаватор, проезжающий мимо, то да – действие «экскаватора» будет признано использованием транспортного средства, а, следовательно, случай будет подпадать под категорию страхового.

Если же экскаватор, мирно проезжающий  мимо чьего-то мирно стоящего автомобиля, решит вдруг остановиться с тем, чтобы выкопать яму под очередное деревце, сажаемое здесь вдоль дороги «зеленстроем», и совершенно случайно, копая данную яму, помнет мирно стоящий автомобиль до неузнаваемости, то данное происшествие не будет занесено в категорию страховых случаев, так как «действия» экскаватора не были непосредственно связаны с дорожным движением.

Правильно «выбранная» дорога

Как ни странно, но и место, где произошел момент Х, может определить, будет ли случай считаться страховым или нет. Т.е. вдруг кто-то решил проложить свой маршрут через кукурузное поле и ненароком не разминулся на таком поле с трактором, который там опылял кукурузу пестицидами. Поскольку кукурузное поле не подпадает под категорию дороги и других, специально предназначенных для движения территорий, то такой случай не будет страховым.

Менее дикий, но зато вполне реально случившийся пример. Огромный грузовой ЗИЛ  переехал маленький форд. Однако все произошло на территории садового товарищества, т.е. на дачном участке – читай, территории, не предназначенной для дорожного движения, и в результате случай не был признан хоть сколько-нибудь страховым, страховая компания открестилась от каких-либо выплат.

Официально и при людях

Все возможные и невозможные модернизации или переделки любимого авто должны быть официально зарегистрированы. Увы, только при таком раскладе в результате момента Х можно будет рассчитывать на признание случая, подпадающего под страховку.

Т.е. не стоит относиться к ОСАГО как к эдакому налогу-побору на саму возможность использовать свое любимое транспортное средство, а любое неофициальное внесение изменений в конструкцию транспортного средства лучше бы регистрировать и брать в таком случае расширенную страховку.

Если один гонщик догонит другого у светофора на перекрестке, помяв себе перед, а ему соответственно – зад, то да, при прочих неизменных условиях – случай страховой.

Но вот, например, у догнавшего гонщика передний бампер выполнен в виде новой ультрамодной конструкции (непонятной и опасной для других участников дорожного движения), да при этом сие произведение тюнингового искусства не зарегистрировано.

В данном случае есть опасность признания использования данного транспортного средства в  процессе дорожного движения незаконным, а случай – не страховым.

Мораль – любое изменение в конструкцию своего «коня» должно быть зарегистрировано, страховка соответственно – расширенная. И это касается не только кузова, но и «начинки» автомобиля.

То есть если кто-то решил переоборудовать свой пепелац новой более мощной гравицапой, или любой другой экипировкой, которая может увеличить степень риска возникновения момента Х, а регистрацию решил оставить «на потом» и страховку не расширил, то данный субъект может быть опечален известием о том, что ОСАГО не действует. И это будет вполне законно.

Внутри и снаружи

Весьма распространенным и при этом весьма спорным случаем является ситуация с открытой автомобильной дверью. Рассматривать ее можно по-разному, отсюда собственно и ее спорность.

Водитель автомобиля А остановил свою автомашину и открыл водительскую дверь, при этом не обеспечив должную безопасность движения, и тем самым нарушил правила ПДД.  Если водитель открыл дверь, при этом автомобиль стоит, то движения нет, кроме ситуации, когда водитель открывает дверь, чтобы видеть условия и направление движения при передвижении автомобиля задним ходом.

Эксперты страховых компаний часто апеллируют к тому, что авто стоит, а следовательно – не используется. Однако данное субъективное мнение можно оспорить в суде. Дело в том, что судебная практика показывает следующее.

Не все судьи соглашаются с мнением страховщиков. Одни считают открывающуюся (закрывающуюся) дверь частью процесса перемещения в транспортном средстве, и принимают как атрибут, приписываемый дорожному движению, что неразрывно связано с использованием данного транспортного средства.

Еще многие судьи склонны оценивать ситуацию таким образом: дверь автомобиля фактически является его неотделимой составной частью. Формально, если она находилась в движении, то и все транспортное средство в целом, как сложный предмет, тоже находилось в движении, а значит, использовалось.

Вывод – случай страховой. 

По инерции

Согласно все тому же федеральному закону, страховыми случаями не признаются следующие вещи:

  1. Нанесение ущерба при использовании автотранспортного средства, иного, нежели то, которое было указано в данном договоре ОСАГО. Т.е., страхованию подлежит не владелец, а сам автомобиль.
  2. Случаем, подлежащим страхованию, также не признается возникновение обязанности возмещения так называемой «упущенной выгоды», а также нанесение морального вреда. Увы, за собственный страх платить придется самостоятельно.
  3. Не будет считаться страховым случаем нанесение ущерба при использовании автотранспортного средства во время проведения соревнований, а также при обучении управлению автомобилем в специально обозначенных для этого местах. Грубо говоря, нужно быть осторожным со всякого рода наклейками, рекламой на собственном авто, такое чудо могут признать гоночным автомобилем, например, и отказать в выплате по страховке.
  4. Если при перевозке груза, связанным с риском, который подлежит отдельному виду страхования, ему нанесен ущерб, страховка ОСАГО не признается.
  5. Не причисляется к страховым случаям загрязнение окружающей среды, наступившее в результате момента Х. За испорченные пролитым маслом ценные породы цветов в придорожной клумбе будет платить непосредственно сам виновник ДТП, а не страховая контора.
  6. Нанесение ущерба здоровью или жизни людям при исполнении ими своих трудовых обязанностей, опять же если это подпадает под отдельный вид страхования.
  7. Не подпадает под страховой случай умышленное или случайное причинение вреда автотранспортному средству непосредственно водителем. Тоже относится и к оборудованию, и к грузам.
  8. Причинение вреда работнику, что повлекло за собой возникновение обязанностей по возмещению убытков его работодателю, также не относится к страховому случаю.
  9.  Не признаются страховыми те случаи, вред от которых был причинен в процессе погрузочно-разгрузочных работ.
  10.  Если транспортное средство двигалось по внутренней территории учреждений, организаций, товариществ и пр., то возникший момент Х также не будет считаться за страховой случай.
  11. К таким случаям не относятся также повреждения различных культурно-исторических ценностей, в том числе зданий и сооружений, вред, причиненный  уникальным предметам и предметам антиквариата, изделиям из драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов, уничтожение или повреждение наличных денег, банковских облигаций, либо же других ценных  банковских бумаг, а также произведений искусства, литературы, науки или других объектов интеллектуальной авторской собственности, предметов религиозного культа и т.д. и т.п.

Порок всей эпохи

На данный момент большинство страховых компаний прописывают в договоре, что откажут в выплате по страховым договорам не только в случае повреждения от ядерного взрыва или в результате гражданской войны, но и в более прозаических и частых случаях.

То есть, если виновник ДТП совершил его в состоянии, вызванным алкогольным или же какого-либо рода наркотическим опьянением, а также скрылся с места происшествия Х, либо же он не был вписан в страховой полис, никакого возмещения не последует.

Формально, это будет выглядеть как регрессивное взыскание возмещения, которое было выплачено пострадавшему, с человека, причинившего этот вред. То есть, это будет так называемый «регресс», но название суть дела не меняет…