Правила страхования ОСАГО: правила игры
Настоящие ОСАГО правила страхования приведены в постановлении об обязательном авто-страховании.
Они будут определять основные типовые условия, на основании которых будет заключаться договор между авто-владельцем и страховой компанией.
Согласно данному договору компания-страховщик обязана провести страховую выплату потерпевшей стороне с той целью, чтобы возместить вред или ущерб, нанесенный его физическому или материальному состоянию.
Возмещение обусловлено возникновением типовых ситуаций, описанных в договоре обязательного авто-страхования. Такие типовые ситуации называются страховыми случаями.
Величина данных страховых выплат составляет определенные, прописанные в конкретном страховом договоре, суммы. В свою очередь, страхуемый авто-владелец обязуется произвести предусмотренную договором оплату, то есть страховую премию.
Исключения из правил
Однако обязанность такого страхования не распространяется на тех владельцев автотранспортных средств, характерные черты которых прописаны в постановлении как не подлегающие ОСАГО.
Это будут автотранспортные средства:
- С максимальной возможной конструктивной скоростью, не превышающей20 км/ч;
- ОСАГО не касается тех автомашины, на которые, согласно их техническим характеристикам, не будут распространены законодательные положения РФ, говорящие о допуске таких автомашин к участию в движении на дорогах РФ;
- Не подпадают под обязательное страхование различные автотранспортные средства, которые находятся в распоряжении ВС РФ, за исключением легковых автомобилей, прицепов к легковым автомобилям, автобусов и иных машин, которые служат для обеспечения хозяйственной стороны деятельности ВС РФ.
- Если автогражданская ответственность владельцев зарегистрированных за границей автомашин застрахована по каким-либо международным системам страхования, то ОСАГО так же не требуется. Условие таково, что профессиональное объединение страховых организаций, которое действует на основании российского федерального законодательства об авто-страховании, должно участвовать в вышеупомянутых интернациональных страховых системах.
Правильная терминология
В настоящих правилах используются определения, важность толкования которых очень велика для правильного процесса заключения страховой сделки, платежей по ней, премий в виду возникновения страхового случая, проведения компенсационных страховых выплат потерпевшим сторонам.
1. Согласно положениям правил, транспортным средством называется устройство, которое предназначено для перевозки установленного на нем оборудования, грузов, а также людей по дорогам. В качестве транспортного средства также считается прицеп (будь-то прицеп-роспуск или полуприцеп), который не оборудован двигателем, и используется для движения в составе с механическим раннее упомянутым транспортным средством. Такое средство будет допускаться к дорожному движению по правилам, соответствующим законодательной базе РФ.
2. Под использованием транспортного средства понимается эксплуатация, которая связана с его участием в дорожном движении, а так же в движении на прилегающих к дорогам территориях, также предназначающихся для автотранспортных средств.
Под такими территориями подразумеваются жилые массивы, стоянки автотранспортных средств, парковки, заправочные станции, дворы жилых домов и т.д. Если на транспортном средстве установлено какое-либо оборудование, то его эксплуатация, непосредственно не связанная с участием автотранспортного средства в дорожном движении, не будет считаться эксплуатацией транспортного средства.
Ограниченное использование – это все та же его эксплуатация, но ограниченная заранее оговоренными в договоре рамками, например, сезонное использование. Сроки его составляют от трех месяцев в течение календарного года. Если речь идет об автомашине или другой технике, которая находится в собственности у лиц юридических, то данный срок будет ограничен как минимум шестью месяцами.
3. Владельцем автомашины является собственник, в том числе, обладающий правами хозяйственного распоряжения. Принимается и любое другое законное основание, это может быть доверенность, дающая право управления автомобилем, право аренды, распоряжение компетентного органа, в результате которого была осуществлена передача автомашины в его пользование и т.д.
Если лицо исполняет свои трудовые либо же служебные обязанности, связанные с управлением данного автотранспорта, то в этом случае оно не будет являться владельцем, в том числе, если это управление ведется на основании гражданско-правового или трудового договора непосредственно с собственником.
4. Водителем называется то лицо, которое управляет автомашиной, то есть использует автотранспортное средство согласно праву владения, распоряжения, пользования, и риск которого по договору ОСАГО застрахован.
Использовать ТС можно и на основании ранее упомянутых гражданско-правового и трудового договоров, но при этом страховка должна быть у его владельца.
Как дополнение, можно сказать, что водителем при обучении вождении автомашины будет считаться обучающее лицо.
5. Потерпевшей стороной считается тот, кому был нанесен ущерб в плоскости его имущества, здоровья или жизни при использовании автотранспортного средства другим лицом.
Потерпевшим может быть пешеход, водитель автотранспорта, а также пассажир, т.е. те лица, которые выступали как участники дорожно-транспортного происшествия.
6. Документ, который удостоверяет наличие страхования ОСАГО, называется полисом обязательного страхования. Выдает его компания-страховщик в качестве подтверждающего документа. И используется всегда единый образец.
7. Применяемые компаниями-страховщиками ценовые ставки, с помощью которых определяется величина требуемой страховой премии по договору об обязательном авто-страховании, называются страховыми тарифами.
Они состоят из базовой ставки и коэффициентов. Устанавливаются страховые тарифы всегда в строго ограниченных рамках, которые указаны в федеральном законодательстве, то есть они унифицированы, и компания, предоставляющая услуги в сфере страхования автотранспортных рисков, не имеет права отклоняться от обозначенных границ.
8. Финансовое возмещение причиненного потерпевшей стороне ущерба, которую страховщик обязан будет выплатить при условии наступления так называемого страхового случая, именуется страховой суммой. Возмещение будет выплачиваться на каждый возникший во время обязывающего действия страхового договора страховой случай вне всякой зависимости, сколько их возникло до этого.
9. Страховая премия – это та денежная сумма, которая рассчитана и указана в договоре ОСАГО к уплате страховой компании страхователем.
10. Страховая выплата – возмещение вреда, которое по желанию потерпевшей стороны можно заменить на компенсационные действия (например, ремонт или замена сломанного или поврежденного оборудования), непосредственно организованных страховщиком.
И страховая выплата, и страховая премия всегда, независимо от суммы, вносятся в российских рублях, а не в иностранной валюте.
11. Документ, который фиксирует причины, а также обстоятельства ДТП, признанное страховым случаем, называется актом о страховом случае. Также в этом акте указываются последствия ДТП, размер и характер нанесенных повреждений и ущерба, размер положенной страховой суммы, подлежащей к выплате потерпевшей в ДТП стороне.
Данный акт подтверждает принятие страховщиком решения о внесении страховой выплаты, либо же осуществление прямого возмещения убытков.
Объект страхования ОСАГО
Объектом являются имущественные интересы, связанные с рисками гражданской ответственности хозяина автомашины по тем обязательствам, которые возникают в результате причинения непосредственного вреда имуществу потерпевших либо же их физическому и моральному состоянию, при условии использования данной автомашины.
Дорожно-транспортным происшествием, в свете данного определения объекта, называется событие, произошедшее с участием данного автотранспорта в процессе его использования, в результате которого был нанесен материальный или физический ущерб людям, грузу либо установленному оборудованию и другому имуществу.
Страховым случаем считается наступление такого типа гражданской ответственности владельца автотранспорта за нанесенный моральный или физический ущерб потерпевшей стороне. Эта ответственность полагает выплату по договору об ОСАГО.
От такого и страховка не спасает
Увы, не каждый вид причиненного вреда покрывается страховкой.
В соответствии с данными правилами, вред, сопряженный с нижеперечисленными факторами возмещен не будет. Это:
- Обстоятельства непреодолимой силы, либо же вред, который был нанесен потерпевшим владельцем автотранспорта своему имуществу или физическому состоянию умышленно.
- Не возмещается вред, который может быть нанесен воздействием радиации, вследствие радиоактивного загрязнения и заражения, а также из-за других эффектов ядерного взрыва.
- Ущерб от военных действий. Кроме того, не возмещается ущерб от военных маневров, учений и иных военных мероприятий.
- Не положена в соответствии с правилами компенсация того вреда, который может быть нанесен во время гражданской войны, народного волнения, забастовки, стачки и т.д.
- Причинение ущерба при использовании автотранспортного средства, иного, нежели то, которое будет указано в договоре о страховании конкретно автогражданской ответственности, также не подлежит никакой компенсации.
- Не будет возмещен моральный вред, а также возникшие обязанности, связанные с компенсацией упущенной выгоды.
- Если ДТП произошло в ходе спортивных соревнований с использованием автотранспортного средства, во время учебной езды по специально отведенным территориям, подчас испытания автомобиля, то, увы, согласно правилам данного вида страхования, возмещения также не последует.
- Не будет компенсирован вред, который был нанесен по причине загрязнения окружающей среды.
- Если используемое оборудование или перевозимый на автомашине груз подпадает под другой вид обязательно проводимого страхования, то по полису ОСАГО не получится возместить нанесенный такому грузу или оборудованию ущерб.
- Работники, которые исполняют свои трудовые обязанности, и при их исполнении подверглись ущербу со стороны владельца автотранспортного средства в процессе его использования, будут защищены другим видом социального страхования, но не ОСАГО.
К источнику
Увы, приведенные выдержки из целого нормативно-правового акта вряд ли дадут полную юридическую и финансовую картину.
Остается сказать, что в соответствии с законодательством, работники страховых агентств по желанию клиентов обязаны безвозмездно предоставить им любую информацию, касающуюся правового регулирования данного типа страховки.