Как изменилась стоимость ОСАГО для новичков: расчеты
Насколько изменились цены на полисы ОСАГО для водителей-новичков после недавних масштабных изменений в тарифах, решил проанализировать Autonews.ru. Так, 13 сентября Центробанк в очередной раз расширил тарифный коридор по ОСАГО: минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для расчетов по такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб. Именно эту «базу» страховщики теперь умножают на различные коэффициенты, которые зависят от стажа, аварийности, места регистрации водителя и прочих важных обстоятельств.
Как заявили в Российском союзе автостраховщиков (РСА), после таких изменений аккуратным автовладельцам не придется доплачивать за токсичные категории водителей. А для некоторых наиболее ответственных водителей цена должна даже снизиться. Изменения в тарифах объяснили в том числе подорожанием автозапчастей. При этом позже в РСА сообщили о включении в справочники для расчетов более дешевых по сравнению с оригинальными запчастями аналогов. За водителей-новичков в страховом сообществе при этом никто не заступился — они считаются одной из наиболее рисковой, а значит, и «дорогой» категорий.
В то же время, согласно статистике ГИБДД, показатели аварийности водителей-новичков падают. В ведомстве связывают это с усложнением экзамена после объединения площадки и города. Так, в 2021 году автомобилисты со стажем менее двух лет устроили 8,2 тыс. ДТП. Это на 7% меньше, чем в 2020. При этом самих новичков становится больше: в 2021 году права получили 1,54 млн водителей — на 17% больше, чем в 2020-м.
Расчеты цен на ОСАГО от страховых компаний и экспертов
Большинство крупных страховых компаний не ответили на запрос Autonews.ru с просьбой предоставить расчеты по среднестатистическому новичку. Одна из организаций предоставила расчеты с просьбой ее не называть. При оценке важно учитывать, что для многих страховых новички / водители без опыта — это водители со стажем до двух лет. Во всех расчетах здесь использован минимальный базовый тариф ОСАГО.
Пример 1. Автомобилист — 25 лет, без стажа. Автомобиль Kia Rio с мотором 1,6 л мощностью 122 л.с., регион использования — Москва.
Цена полиса до расширения тарифного коридора: 30 326,06 руб.
Цена после расширения тарифного коридора: 38 211,85 руб.
Пример 2. Автомобилист — 25 лет, без стажа. Автомобиль Kia Rio с мотором 1,6 л мощностью 122 л.с., регион использования — Дальний Восток.
Цена полиса до расширения тарифного коридора: 22 913,03 руб.
Цена после расширения тарифного коридора: 28 871,18 руб.
Пример 3. Автомобилист, 22 года, без стажа, автомобиль Toyota Rav 4, мотор 2,5 мощностью 199 л.с., регион использования — Москва.
Цена полиса до расширения тарифного коридора: 37 882,39 руб.
Цена после расширения тарифного коридора: 47 733,08 руб.
Пример 4. Автомобилист, 22 года, без стажа, автомобиль Toyota Rav 4, мотор 2,5 мощностью 199 л.с., регион использования — Санкт-Петербург.
Цена полиса до расширения тарифного коридора: 34 515,07 руб.
Цена после расширения тарифного коридора: 43 490,14 руб.
Полисы ОСАГО по таким ценам доступны не всем
«В нашем регионе, в Новосибирске, средняя зарплата — 40 тыс. руб. Возьмем для примера водителей со стажем: для них ОСАГО все равно потихоньку будет дорожать и вместо 8 тыс. руб. с учетом расширения тарифа на 26% придется платить около 11,5 тыс. руб. А для молодого водителя в Новосибирске полис ОСАГО будет стоить 28 тыс. руб., я видел расчеты и 43 тыс. руб. Кто его купит за такие деньги?» — недоумевает эксперт.
Он также заявил, что в Сибири многие страховые компании отказывают в продаже полисов водителям без стажа. Делают это, по словам эксперта, не напрямую: водителей вынуждают лично приезжать в офисы, после чего искусственно затягивают процедуру из-за сбоев систем.
«ОСАГО становится все менее выгодным — с одной стороны оно дорожает, а отремонтировать в пределах выплаты 400 тыс. руб. все сложнее. И потерпевшим приходится судиться с виновником ДТП, чтобы получить остаток», — считает Поляков.
В РСА придерживаются иного мнения.
«Новый этап индивидуализации тарифов по ОСАГО позволит сохранить цену на ОСАГО для безаварийных водителей и поднять ее лишь для тех водителей, которые представляют реальную опасность на дороге для других участников дорожного движения. Для них это станет экономическим стимулом к безаварийному вождению», — считает исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
Кроме того, в РСА недавно напомнили, что запустили специальный перестраховочный пул, позволяющий упростить процедуру заключения договора «автогражданки» для высокоубыточных категорий водителей.